Печать

Школа большая и маленькая

shkolaВ библиотеке корфовской средней школы можно увидеть прошлое, запечатленное на фотографиях. Вот дом лесопромышленника Лягина, в котором разместилась школа. Было это в 1921 году, на Дальнем Востоке еще не закончилась Гражданская война, тем не менее на станции Корфовской стали учить детей читать, писать, считать. До этого такой возможности, похоже, не было.  С 1921 года ведется отчет истории корфовской средней школы, хотя понятно, что теперешнего трехэтажного здания тогда даже в проектах не существовало.

Еще одно фото: бревенчатое строение, судя по внешнему виду, оштукатуренное снаружи. «Это дом жандарма Новикова, - поясняет библиотекарь Галина Андреевна Полякова. - Он был просторней дома лесопромышленника Лягина, и школа переехала туда…» Похоже, оба господина покинули станцию Корфовскую, когда выяснилось, что советская власть берет верх и возврата к прежнему не предвидится. Дома были национализированы, в залах и спальнях поставили столы и лавки, чтобы проводить уроки. Школа на станции Корфовской считалась начальной. Сохранились фамилии учителей: ими были Ада Карловна Шевлович и Дора Константиновна Самойлова. Их вспомнил Николай Иванович Бакалов, оказавшись в Корфовском спустя много лет. А в 1937 году он, просто Коля, отправился в первый класс.

В 1940 году школа справила новоселье. Причем, в специально построенном для нее здании у владивостокского шоссе - примерно там, где сегодня станция техобслуживания и остановка автобуса.  О школе, которая не забыта старшим поколением Корфовского, напоминает улица Учительская - одноквартирные дома в окружении живописных деревьев. С постройкой нового здания в последнем мирном году корфовская школа обрела статус средней. До того желающие продолжить учебу после седьмого класса, который завершал курс неполной средней школы, из Корфовского отправлялись на Красную Речку, где не только учились, но и жили кто у родственников, кто на съемной площади. Автобусов, как и электричек, не было даже в мечтах.

Война - особая страница в истории как школы, так и страны. В происходившее тогда сегодня верится с трудом, хотя это было. И воскресники, когда ученики отправлялись в лес с топорами и пилами, чтобы вернуться с дровами для школьных печек. И сбор картофельной кожуры, иначе говоря, очисток, которые приносили из дома и, дождавшись появления глазков, высаживали на пришкольном участке. Сами же клубни были, пожалуй, главным продуктом каждой семьи, ведь хлеб выдавался по карточкам. Учитель истории Юнора Ароновна Гузова записала воспоминания Галины Степановны Шушпановой, которая в военные годы училась в корфовской школе и с одноклассниками выезжала на сельхозработы. Спали в сарае на соломе. Посередине учитель. С одной стороны девчата. С другой - ребята… Вместе было теплее.

Война кончилась, но жизнь подбрасывала новые испытания. Из школьных архивов следует, что на классных руководителей  возлагался сбор и учет семенного картофеля, направляемого в районный фонд. Нетрудно догадаться, что  колхозное начальство при содействии райкома, райисполкома, районо собственные грехи латало усилиями педагогических коллективов.

В старших классах было введено платное обучение, хотя не все родители имели возможность заплатить. К примеру, задолженность за обучение ученика корфовской средней школы Бегунова составила сто пятьдесят рублей. Но парень не был отчислен, что подтверждает официальное свидетельство: «учительский коллектив своими средствами погасил задолженность». А ведь сами учителя едва сводили концы с концами. Огородная комиссия, созданная при местном комитете профсоюза, добивалась, чтобы поселковый совет выделял земельные участки для посадки картофеля без проволочек. Помидоры и огурцы, редиску и лук высаживали рядом со школой.

В послевоенные годы упала успеваемость. Из пятисот учеников корфовской средней школы каждый третий был двоечником. После окончания учебного года десятки человек получали задания на осень. Такая же картина наблюдалась в других школах страны. Школьники в массовом порядке пропускали уроки. Не потому, что не хотели учиться: им не во что было одеться и обуться. Появляться на людях в латаной-перелатанной одежонке было стыдно, а на приобретение обновок в семье не хватало денег. Учителя переключали внимание ребят  на спортивные состязания, художественную самодеятельность, техническое творчество, в чем мог отличиться каждый, включая двоечников и хулиганов. Вера в собственные силы помогала найти верный путь в жизни, покончить  с  дурными пристрастиями. Полковник МВД Леонид Семенович Примаков, учившийся в корфовской средней школе с 1944 года по 1954 год, прислал письмо, полное глубокого уважения к педагогам, фамилии которых он запомнил на всю жизнь. Это русовед Клара Матвеевна Понятаева, историк Мария Федоровна Забирова, химик Серафима Яковлевна Серебренникова, «которые, будучи немного старше своих питомцев, смогли наставить их на путь истинный». Это физрук Яков Иванович Щедраков: «он учил работать на перекладине, кольцах, канате». Это директор школы Вениамин Матвеевич Понятаев, благодаря которому была оказана помощь не только ученику Примакову, но и его семье.

В послевоенные годы в верхней части Корфовского, примыкающей к сопке, распахнула двери  еще одна школа. Деревянная, с начальными классами, она дала название улице Школьной. Существовала школа недолго, ее ученики давно стали дедушками и бабушками, здание не сохранилось, но улица названия не поменяла. Она по-прежнему Школьная как память о первой учительнице, первом звонке, первом уроке. И, пожалуй, о тех школах, неброских, с печным отоплением и дощатым крыльцом, которые работали в Чирках, на Хехцире и 24-м километре.

За строительством  трехэтажного школьного здания, поднимавшегося на улице Арсеньева, следил весь поселок. Еще бы: впервые в Корфовском  здесь использовали подъемный кран.  В новой школе начались занятия в 1960 году, тогда же закрылась начальная школа в верхней части поселка, но школа у владивостокского шоссе продолжала работать. В ней оборудовали слесарные и столярные мастерские, кабинет домоводства, классы продленного дня.  «Эту школу стали называть маленькой, ведь она оставалась одноэтажной, - вспоминает Галина Андреевна Полякова, кстати, выпускница 1970 года, окончившая педагогический институт и вернувшаяся в родной поселок. - А новая школа воспринималась как большая…» Так в лексиконе учителей и учеников прижились два понятных всем термина: большая школа и маленькая школа.  У каждой свое предназначение, и когда  в маленькой школе возник пожар, ее спасали старшеклассники, которые прибежали из большой школы. Они тушили огонь, подавали из окон горящего здания парты, книги, наглядные пособия. Потом все радовались, что маленькую школу отстояли. К сожалению, в приснопамятные 90-х годы сделать это не удалось.

А большая школа после окончания строительства преображалась изнутри и снаружи. Благодаря биологу Валентине Яковлевне Петровой появился дендрарий, где получили прописку представители дальневосточного растительного мира. Молодой математик  Алла Александровна Фещенко составила расписание уроков, которое позволило перейти на кабинетную систему. Директор школы Владимир Георгиевич Коваленко собственноручно изготовил для каждого кабинета шкафы с застекленными полками. В 1976 году девятиклассница Людмила Сычева, защитив личный комплексный план участника ленинского зачета, отправилась по путевке комсомола в лагерь «Орленок» на черноморском побережье.  В 1974 году санитарная дружина школы,  руководимая школьным фельдшером Галиной Аркадьевной Бурковской,  победила на всесоюзных соревнованиях. Пионерская организация школы, которая носила имя легендарного военного летчика трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, включилась в операцию «БАМу - пионерские рельсы»…

«Разберемся во всем, что видели,/Что случилось, что сталось в стране,/И простим, где нас горько обидели/По чужой и нашей вине». Эти есенинские строфы приведены в письме выпускниц 1956 года Людмилы Максименко и Лидии Штейниковой, указавшие свои девичьи фамилии, по которым их знали и помнят  школьные товарищи. Да, глобальные перемены похоронили пионерию и комсомол, поменяли учебники и название  страны, но неизменны педагогический талант, стремление юношества к знаниям. А потому в школьной хронике не убавилось позитива. Ирина Геннадьевна Давыдченко принимала участие во всероссийском совещании учителей литературы. Юрий Косицын стал призером регионального тура всероссийской олимпиады школьников по биологии. Команда корфовской школы вышла в призеры краевого конкурса «Цифровые каникулы».

- Учитель информатики Наталья Николаевна Семенова работает в нашей школе шесть лет. Она стояла у истоков информатизации, когда мы начинали получать компьютерное оборудование, создавала программу информатизации школы, которая рассчитана на всех участников образовательного процесса, включая родителей наших учеников, - рассказывает заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Ольга Владимировна Бондарь.

В конкурсе «Цифровые каникулы» ребята представляют свою деятельность, выполняя различные задания, в том числе онлайн. Они выезжали на очный тур в Хабаровск, и сегодня большое число корфовских подростков всерьез увлечены информатикой. А некоторые берутся обучать компьютерной грамотности корфовских пенсионеров, участвуя в проекте «Тимуровцы информационного общества». Вечерами бабушки и дедушки учатся у новых тимуровцев, как пользоваться Интернетом, чтобы написать электронное письмо, оплатить услуги ЖКХ.

Больше десятка лет работает в школе учитель биологии Юлия Николаевна Киценко. Коллегам известно ее пристрастие, которое не вмещают рамки предмета, - это экология, где знания - лишь одна составляющая. Другая, не менее важная, - участие. Например, в изучении сосны, подорожника, других растений-индикаторов, по которым выявляется негативное воздействие на окружающую среду.  Еще в устройстве кормушек для птиц в холода, противодействии рубкам елок накануне новогодних праздников, иных природоохранных проектах, за что корфовская средняя школа удостоилась первого места в Хабаровском районе. А восьмиклассник Лев Щук стал победителем всероссийского конкурса «Юный исследователь окружающей среды».

Ветераном педагогического труда можно назвать учителя физкультуры Тамару Алексеевну Толстоногову. Она отмечена знаком «80 лет Госкомспорту России», ее воспитанники  участвуют в соревнованиях школьников районного и краевого масштаба. Среди тех, кому увлечение спортом помогло определиться с выбором жизненного пути, - курсант Академии государственной пожарной службы Константин Учкин, между прочим, игрок футбольной команды министерства по чрезвычайным ситуациям, студент магистратуры Тихоокеанского государственного университета Алексей Бондарь, выступающий за волейбольную команду вуза, председатель его студенческого спортклуба.

Но где бы ни жили выпускники корфовской средней школы - в Москве, Хабаровске, родном поселке, они понимают, что их успехи, большие или маленькие, берут свое начало  в  незабвенной альма-матер на улице Арсеньева. Серый кирпич фасада, огромные окна - и напутственный взгляд учителя. Не теряйся, мы слушаем, ты можешь!..

Яндекс.Метрика