Контрольно-счетная палата Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Аналитическая справка от 29.09.2021
по финансовой экспертизе отчета
«Об исполнении бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края за полугодие 2021 года»
Финансовая экспертиза отчета об исполнении бюджета поквартально представляет собой мероприятие по проверке полноты и достоверности составления квартального отчета об исполнении местного бюджета, анализ его исполнения и сравнительный анализ за соответствующий период предшествующего года.
При проведении финансовой экспертизы отчета об исполнении бюджета за полугодие 2021 года и подготовке по ее результатам аналитической справки Контрольно-счетная палата Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края руководствуется:
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации;
- Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации;
- Уставом Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, принятым решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края;
- Положением о бюджетном процессе в Корфовском городском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края;
- Положением о Контрольно-счетной палате Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края;
- Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Корфовского городского поселения;
- требованиями к составлению и представлению отчетности об исполнении бюджета.
Целями проведения финансовой экспертизы отчета об исполнении бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края за полугодие 2021 года являются:
- подтверждение полноты и достоверности данных об исполнении местного бюджета;
- оценка соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса;
- текущий контроль за фактическим исполнением бюджета в сравнении с плановыми утвержденными показателями;
- сравнительный анализ данных с аналогичным периодом прошлого года;
- оценка уровня исполнения утвержденных показателей;
- анализ выявленных отклонений и нарушений, внесение предложений по их устранению.
Предметом финансовой экспертизы отчета об исполнении бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края за полугодие 2021 года являются:
- отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);
- сводная cправка по кассовым операциям со средствами бюджета (ф. 0531857);
- сводная cправка по кассовым операциям со средствами консолидированного бюджета (месячная) (ф. 0531858);
- справка о свободном остатке средств бюджета за 31.12.2020 (ф. 0531859);
- справка о свободном остатке средств бюджета за 30.06.2021 (ф. 0531859).
Вышеуказанная отчетность и иная документация должностным лицом администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края – главным специалистом по финансам Барановой Ириной Сергеевной предоставлена в Совет депутатов без соблюдения установленного срока и не в полном объеме. Так, сам отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117).
Так, статьей 22 Положения о бюджетном процессе Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Глава городского поселения направляет в Совет депутатов отчет об исполнении местного бюджета не позднее 30 дней после окончания отчетного периода, то есть за полугодие – не позднее 30 июля.
Однако проект решения об утверждении отчета об исполнении бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края за полугодие 2021 года, минуя Совет депутатов, представлен в КСП 08 июля 2021 года.
Кроме того, представлена пояснительная записка, в котором отражаются сведения за период полугодия 2021 года, а именно: исполнение плановых показателей по доходам и расходам, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе перед бюджетом и внебюджетными фондами; анализ исполнения бюджетных обязательств с расшифровкой по принятым и исполненным обязательствам.
Таким образом, для проведения финансовой экспертизы отчета об исполнении бюджета за полугодие 2021 года администрацией Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края выполнены требования раздела 3 Положения о бюджетном процессе, однако нарушен срок предоставления.
Основным методом финансовой экспертизы отчета об исполнении бюджета является сравнительный анализ показателей квартальной отчетности с данными, содержащимися в бухгалтерских, отчетных и иных документах, а также анализ соответствия отчета об исполнении бюджета требованиям нормативно правовых актов.
Основными приемами финансового анализа по данным квартального отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) являются: чтение отчетности, горизонтальный анализ, вертикальный анализ.
Под чтением отчетности подразумевается информационное ознакомление с финансовыми показателями.
В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции отчетности с соответствующей позицией решения о бюджете. Определяются абсолютные показатели отчетности и рассчитываются относительные темпы роста. Тем самым в ходе анализа выявляются тенденции изменения показателей.
В ходе вертикального анализа рассчитывается структурный состав итоговых финансовых показателей и выявляется влияние отдельной позиции отчетности на результат в целом.
Бюджет Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2021 год утвержден решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.12.2020 № 28/115 «О бюджете Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Утверждены основные характеристики бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2021 год:
Доходы – 66 341,12 тыс. руб., в том числе:
- налоговые и неналоговые доходы в сумме 60 386,0 тыс. руб.;
- безвозмездные поступления 5 955,12 тыс. руб.;
Расходы – 66 341,12 тыс. руб.;
Предельный объем муниципального долга - 60 386,0 тыс. руб.;
Дефицит бюджета – 0,0 тыс. руб.
Решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.06.2021 № 28/115 «О внесении изменений в бюджет Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» приняты следующие основные характеристики и иные показатели бюджета Корфовского городского поселения на 2021 год:
Доходы – 71 403,25 тыс. руб., из них:
- налоговые и неналоговые доходы – 60 386,0 тыс. руб.;
- безвозмездные поступления – 11 017,25 тыс. руб.;
Расходы – 77 744,33 тыс. руб.;
Предельный объем муниципального долга – 60 386,0 тыс. руб.;
Дефицит бюджета – 6 341,08 тыс. руб.
В проекте решения об исполнении представлены следующие основные характеристики бюджета за полугодие 2021 года:
Доходы – 30 273,6 тыс. руб., в том числе:
- налоговые и неналоговые доходы в сумме 27 762,52 тыс. руб.;
- безвозмездные поступления 2 511,08 тыс. руб.;
Расходы – 33 053,9 тыс. руб.;
Предельный объем муниципального долга – 27 762,52 тыс. руб.;
Дефицит бюджета – 2 780,3 тыс. руб.
Проведены основные этапы финансовой экспертизы отчета об исполнении бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края за полугодие 2021 года:
I этап Проверка соответствия по правильности, полноте и достоверности составления отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117)
В связи с тем, что отчет об исполнении бюджета за полугодие 2021 года по утвержденной унифицированной форме (ф. 0503117) не представлен, в подтверждение достоверности сведений, отраженных в проекте решения, взяты сведения, выданные отделом № 20 Федерального казначейства по Хабаровскому краю:
справка о свободном остатке средств бюджета за 31.12.2020 (ф. 0531859) – остаток на начало проверяемого периода составил 6 341 087,49 рублей.
- сводная cправка по кассовым операциям со средствами консолидированного бюджета (месячная) (ф. 0531858), а также сводная cправка по кассовым операциям со средствами бюджета (ф. 0531857) – поступило за полугодие 2021 года 30 273 596,13 рублей, выплачено за полугодие 2021 года 33 053 900,08 рублей;
- справка о свободном остатке средств бюджета за 30.06.2021 (ф. 0531859) – остаток на конец проверяемого периода составил 3 560 782,31 рублей.
II этап Проверка соответствия по структуре и заполнению отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) требованиям Инструкции № 191н и Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации
Проверить не предоставляется возможным в связи с его не представлением для проведения финансовой экспертизы. Следовательно, сделать вывод о соответствии его данных бюджету, также невозможно.
Анализ исполнения Решения о бюджете Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края за полугодие 2021 года
Анализ исполнения Решения о бюджете включает в себя анализ: исполнения показателей доходной части, исполнения показателей расходной части, использования средств из источников финансирования дефицита бюджета, состояния муниципального долга на начало и конец отчетного периода.
I этап Анализ исполнения показателей доходной части бюджета
Проведена оценка уровня исполнения доходов бюджета по сравнению с показателями, утвержденными решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 28/115 от 23.12.2020 «О бюджете Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
В структуре общих доходов налоговые и неналоговые доходы составили 91,71%, безвозмездные поступления – 8,29%.
Общее исполнение доходной части бюджета составило 30 273,6 тыс. руб., что соответствует выполнению планового показателя на 42,4%, в том числе: по налоговым и неналоговым доходам 27 762,52 тыс. руб. – 46,0%, по безвозмездным поступлениям 2 511,08 тыс. руб. – 22,8%.
В структуре налоговых и неналоговых доходов налог на доходы занимает более половины (57,72%), что в абсолютной сумме 15 884, 78 тыс. руб. В сравнении с прошлым годом (55,77%) – небольшое увеличение.
Имущественные налоги составляют 15,52%, что в абсолютной сумме 4 307, 71 тыс. руб. В сравнении с прошлым годом (21,01%) – снижение 5%.
Так, в сумме имущественных налогов 56,71% занимают поступления земельного налога в сумме 2 442,93 тыс. руб. против прошлого года -1 549,22 тыс. руб. (56,76%), в том числе: за счет налога от организаций 78,66% (74,63%), с физических лиц – 21,34% (25,37%). Транспортный налог составляет 37,01% от имущественных налогов, что в абсолютной сумме 1 594,12 тыс. руб. против прошлого года – 1 016,61 тыс. руб. (37,25%), в том числе: 48,68% – от организаций и 51,32% – с физических лиц. Налог на имущество физических лиц в структуре имущественных налогов занимает лишь 6,28% (270,66 тыс. руб.) против прошлого года – 2,22% (160,56 тыс. руб.).
Остальные поступления налоговых и неналоговых доходов составляют 26,76% доходов бюджета.
Таким образом, в полугодии 2021 года не выполнен плановый 50%-ый показатель доходов (1/2 от годового показателя) по собираемости налогов (42,4%) на 7,6%.
II этап Анализ изменения показателей доходной части бюджета
Изменение общей суммы доходов в полугодии 2021 года (30 273,6 тыс. руб.) в сравнении с фактом полугодия 2020 года (26 394,07 тыс. руб.) привело к увеличению показателя, что составляет 114,7%, то есть доходы повысились в абсолютной сумме на 3 879,53 тыс. руб.
Таким образом, имеется положительная динамика роста (прирост 14,7%) доходной части бюджета в сравнении с прошлым годом.
III этап Анализ исполнения показателей расходной части бюджета
Проведена оценка уровня исполнения расходов бюджета по сравнению с показателями, утвержденными решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.12. 2020 № 28/115 «О бюджете Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Общее исполнение расходной части бюджета составило 33 053,9 тыс. руб., что соответствует выполнению планового показателя на 42,52%.
В проекте решения об исполнении бюджета отсутствует приложение «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета городского поселения». В связи с чем, представить достоверно структуру общих расходов не представляется возможным. Так, наибольшую часть составляют расходы по следующим разделам: общегосударственные вопросы, культура и кинематография, жилищно-коммунальное хозяйство, национальная экономика.
В структуре раздела «Общегосударственные вопросы» основную часть составляют расходы на аппарат управления местной администрации (более 80%).
В структуре раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство» большую часть составляют расходы на коммунальное хозяйство и благоустройство.
Таким образом, в полугодии 2021 года 50%-ый показатель расходов (1/2 от годового показателя) не превышен (42,52%), наоборот, экономия составляет 7,48%.
IV этап Анализ изменения показателей расходной части бюджета
Изменение общей суммы расходов в полугодии 2021 года (33 053,9 тыс. руб.) в сравнении с фактом полугодия 2020 года (26 539,6 тыс. руб.) привело к увеличению показателя, что составляет 124,55%, то есть расходы увеличились в абсолютной сумме на 6 514,3 тыс. руб.
Таким образом, с учетом имеющейся значительной положительной динамикой роста доходной части бюджета (3 879,53 тыс. руб.), то и увеличение расходов на 24,55% в сравнении с прошлым годом считается допустимым.
V этап Анализ соблюдения ограничения размера дефицита бюджета
В соответствие с п. 3 ст. 92.1 БК РФ дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых органов по дополнительным нормативам отчислений.
Установленная сумма дефицита бюджета - 10%-ая норма (2 776,25 тыс. руб.). Дефицит бюджета 2 780,3 тыс. руб., небольшое превышение – 4,05 тыс. руб.
VI этап Анализ соблюдения предельного объема муниципального долга
В соответствие с п. 3 ст. 107 БК РФ предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых органов по дополнительным нормативам отчислений.
Предельный объем муниципального долга утвержден в сумме 27 762,52 тыс. руб., что не превышает сумму доходов без учета объема безвозмездных поступлений (27 762,52 тыс. руб.).
На основании проведенной Контрольно-счетной палатой Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края финансовой экспертизой отчета об исполнении местного бюджета за полугодие 2021 года, принятого решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.12. 2020 № 28/115 «О бюджете Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» можно сделать следующие ВЫВОДЫ:
1. При осуществлении бюджетного процесса Корфовским городским поселением Хабаровского муниципального района Хабаровского края требования бюджетного законодательства Российской Федерации соблюдены. Однако не соблюдены требования Положения о бюджетном процессе Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края относительно сроков представления отчета на для проведения его финансовой экспертизы и по комплектности предоставляемых документов к проекту решения об исполнении бюджета – не представлен отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);
2. Проверить соответствие плановых показателей отчета об исполнении местного бюджета сведениям, принятым решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.12. 2020 № 28/115 с изменением от 29.06.2021 не предоставляется возможным в связи с его не представлением для проведения финансовой экспертизы. Следовательно, сделать вывод о соответствии его данных бюджету, также невозможно.
3. Из-за отсутствия отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) отражены в полном объеме сверка сведений не проводилась, а за основу взят данные, подтвержденные отделом № 20 Федерального казначейства по Хабаровскому краю - сводная cправка по кассовым операциям со средствами бюджета (кассовые поступления и выбытия) и справка о свободном остатке средств бюджета за 30.06.2021;
4. В соответствие с решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.12.2020 № 28/115 с изменениями от 29.06.2021 утвержденные бюджетные назначения составили: по доходам – 71 403,25 тыс. руб., по расходам – 77 744,33 тыс. руб. Предельный объем муниципального долга – 60 386,0 тыс. руб., дефицит бюджета – 6 341,08 тыс. руб.
Фактическое исполнение бюджета за полугодие 2021 года по доходам составило 30 273,6рублей, что соответствует выполнению планового показателя на 42,4%.
Фактическое исполнение бюджета за полугодие 2021 года по расходам составило 33 053,9 рублей, что соответствует выполнению планового показателя на 42,52%.
В полугодие 2021 года не выполнен плановый 50%-ый показатель доходов (1/2 от годового показателя) по собираемости налогов на 7,6%. Однако, 50%-ый показатель расходов (1/2 от годового показателя) не превышен, наоборот, экономия составляет 7,48%.
5. Проведенный сравнительный анализ показателей отчета об исполнении бюджета за полугодие 2021 года с аналогичными показателями прошлого года выявил следующее:
- изменение общей суммы доходов в полугодии 2021 года (30 273,6 тыс. руб.) в сравнении с фактом полугодия 2020 года (26 394,07 тыс. руб.) привело к увеличению показателя, что составляет 114,7%, то есть доходы повысились в абсолютной сумме на 3 879,53 тыс. руб. Таким образом, имеется положительная динамика роста (прирост 14,7%) доходной части бюджета в сравнении с прошлым годом.
- изменение общей суммы расходов в полугодии 2021 года (33 053,9 тыс. руб.) в сравнении с фактом полугодия 2020 года (26 539,6 тыс. руб.) привело к увеличению показателя, что составляет 124,55%, то есть расходы увеличились в абсолютной сумме на 6 514,3 тыс. руб. Таким образом, с учетом имеющейся значительной положительной динамикой роста доходной части бюджета (3 879,53 тыс. руб.), то и увеличение расходов на 24,55% в сравнении с прошлым годом считается допустимым.
На основании проведенной финансовой экспертизы проекта решения об исполнении бюджета Корфовского городского поселения за полугодие 2021 года без отчета об исполнении бюджета и подготовленной по ее результатам Аналитической справки Контрольно-счетная палата Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края считает, что проекта решения об исполнении бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края за полугодие 2021 года может быть рекомендован к принятию на Совете депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, но с учетом замечаний – непредставление унифицированной формы отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) является грубым нарушением.
Председатель КСП О. В. Малыгина