Контрольно-счетная палата Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
З А К Л Ю Ч Е Н И Е от 20.05.2019
«О результатах оценки эффективности предоставления льгот по местным налогам
Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
в 2016 - 2018 годах»
Май 2019 года
Ежегодная оценка эффективности установленных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) проводится в соответствие с Порядком оценки эффективности налоговых льгот в Корфовском городском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденным Постановлением администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 275 от 28.06.2017, а также во исполнение письма финансового управления администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края исх. № 5-12/274 от 30.04.2019 «Об оценке эффективности налоговых льгот в 2019 году».
Настоящим Порядком установлены правила проведения, критерии и применение результатов оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам. Приложением к Порядку утверждена Методика проведения оценки эффективности налоговых льгот.
Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях минимизации объемов выпадающих доходов консолидируемых бюджетов субъектов РФ.
Важность процесса определения экономической целесообразности предоставления налоговых льгот сопряжена с бюджетными потерями. Проведение оценки способствует оптимизации перечня действующих налоговых льгот, минимизации риска предоставления неэффективных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в форме налоговых льгот.
Решением Совета депутатов утверждено Положение о местных налогах на территории Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (с последующими изменениями и дополнениями).
Пунктом 4.1. настоящего положения налоговые ставки установлены в следующих размерах:
а) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
б) 1,5 процента в отношении земельных участков:
- предназначенных для размещения административных (офисных) зданий объектов образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры;
- находящихся в границах территории дачных, садоводческих и огороднических объединений;
в) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков
Налоговые льготы устанавливались отдельным категориям налогоплательщиков в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Так, пунктом 6.1. статьи 6 Положения о местных налогах в редакции от 29.11.2018 в дополнение к перечню лиц, определенных статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога была предоставлена гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно получившим в собственность земельный участок из государственной или муниципальной собственности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11.1. статьи 11 Положения в дополнение к перечню лиц, определенных статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц предоставлена:
а) многодетным семьям;
б) лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
в) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей до достижения ими возраста 18 лет, а учащимся из их числа старше 18 лет — до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.
Эти объемы льгот нацелены на минимизацию расходов граждан. В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности.
Для установленных налоговых льгот сумма выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот за отчетный период определяется в соответствие с отчетными данными налогового органа.
Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие понятия:
бюджетная эффективность - оценка динамики финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы;
социальная эффективность – оценка степени достижения социально значимого эффекта, которая выражается в изменении качества и объема предоставляемых услуг в результате реализации налогоплательщиками системы мер, направленных на повышение уровня жизни населения.
Источниками информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот являются:
- сервис ФНС России «Анализ имущественных налогов»;
- отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам формы № 5-МН;
- информационный ресурс «Расчеты с бюджетом МО»;
- иная информация.
В ходе проведения инвентаризации предоставленных налоговых льгот в Корфовском городском поселении установлено следующее.
Из всех ранее предоставленных Корфовским городским поселением Хабаровского муниципального района Хабаровского края льгот по местным налогам активно использовалась льгота по земельному налогу для пенсионеров, получающих пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, имеющие земельные участки в границах поселения.
Выпадающие доходы бюджета за период с 2016 по 2018 годы от применения льготы по земельному налогу пенсионерам в среднем составляли около 1 миллиона рублей в год, что примерно 1,5-1,7% от всей доходной части бюджета. В связи с отменой решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.11.2018 № 4/12 указанной льготы с 2019 года доходная часть за счет поступлений по данному налогу будет возрастать как минимум на суммы ежегодно выпадающих доходов.
В отношении льгот по земельному налогу, предоставленных пенсионерам, при оценке эффективности налоговых льгот бюджетная и социальная эффективность не подлежит расчету.
Согласно данным сервиса ФНС России «Анализ имущественных налогов» в 2017 году предоставленными льготами по налогу на имущество отдельным категориям граждан согласно пункту 11.1 Положения о местных налогах воспользовались следующие налогоплательщики: многодетные семьи – 0,1 тыс. руб.; лица из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – 0,1 тыс. руб.; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей до достижения ими возраста 18 лет, а учащиеся из их числа старше 18 лет — до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет – 0,1 тыс. руб.
Также по данным сервиса ФНС России «Анализ имущественных налогов» в 2017 году предоставленными льготами по земельному налогу воспользовались граждане, имеющие трех и более детей, бесплатно получившие в собственность земельный участок из государственной или муниципальной собственности согласно пункту 6.1 Положения о местных налогах налогоплательщики в сумме 0,2 тыс. руб.
Фактическая сумма налоговых и неналоговых поступлений бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края по годам составила: 2016 год - 56 876 514,97 руб., 2017 год – 62 768 946,20 руб., 2018 год – 69 917 535,15 руб. В том числе земельный налог с физических лиц, соответственно: 2016 год – 2 983 545,32 руб., 2017 год – 2 631 059,9 руб., 2018 год – 2 538 872,55 руб. Снижение поступлений по земельному налогу с физических лиц в 2018 году по сравнению с 2016 годом составило 444 672,77 руб.
В соответствие с пунктом 5 Методики проведения оценки эффективности налоговых льгот, утвержденной к Порядку проведения оценки эффективности налоговых льгот в Корфовском городском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края в случае, если налоговая льгота не применяется налогоплательщиками в течение трех налоговых периодов, то данная льгота считается неэффективной.
На основании вышеизложенного, по результатам проведенной оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот по налогу на имущество отдельным категориям граждан согласно пункту 11.1 и земельному налогу гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно получившим в собственность земельный участок из государственной или муниципальной собственности согласно пункту 6.1 Положения о местных налогах и фактически полученные льготы (в суммовом выражении) признать эффективными, так как они имеют социальный эффект, выражающийся в поддержке социально незащищенных категорий граждан, а потери бюджета в год в сумме 0,5 тыс. руб. составляют незначительную часть. Предлагается в дальнейшем данную льготу сохранить.
Председатель КСП Корфовского городского
поселения О. В. Малыгина